Игры, направленные на развитие связной речи дошкольников

Уважаемые родители!

         В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Речь включается во все виды детской деятельности. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребёнок, - всё это приводит к интенсивному развитию речи дошкольника.

      Главным для детей дошкольного возраста является развитие у них лексической стороны речи (словарный запас), грамматического строя речи, диалогической и монологической речи как средства общения. Важно, что ребёнок дошкольного возраста постепенно смог осуществлять общение в различных видах деятельности.

            Для детей младшего дошкольного возраста главным является:

- развитие понимания речи,

- развитие фразовой речи,

- расширение словарного запаса,

- развитие грамматического строя речи

- развитие мелкой моторики пальцев рук

- развитие артикуляционной моторики (движений органов артикуляции: губ, языка и т.д.)

        Для детей среднего дошкольного возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, больше внимания уделяется развитию связной речи.

          Развитию связной речи (т.е. умения излагать свои мысли последовательно, без отвлечения на лишние детали) способствует разноплановый речевой материал, позволяющий ребёнку овладеть коммуникативными умениями. Связная речь включает в себя: диалогическую и монологическую речь. Например, рассматривание картинок, анализ близких жизненному опыту ребёнка ситуаций, какие-либо эмоционально значимые ситуации, действия для ребёнка – всё это побуждает его к вступлению в диалог. А это способствует формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, уточнению представлений об окружающем мире. Как правило, изначально формируется диалогическая речь, более сложной формой речи для дошкольника является монологическая речь.

          Ведущим видом игровой деятельности для дошкольников является игровая. Поэтому, уважаемые родители, когда Вы занимаетесь с ребёнком, предлагайте ему задания в игровой форме. Это оживит процесс развития Вашего ребёнка и результаты будут намного продуктивнее. Важно сформировать интерес у ребёнка к занятиям, а не вызвать обратную реакцию. Задания предлагайте, начиная с легких, постепенно переходите к более сложным упражнениям. Немаловажным является создании ситуации успеха для ребёнка, что проявится в различных поощрениях (словесных, например, и др.) Также следует отметить то, что задания дошкольнику необходимо предъявлять парциально, чередуя разные виды деятельности, чтобы не вызвать перенапряжения у ребёнка.

           Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения для развития связной речи детей. Материал представлен «от простого к сложному», то есть игры начинаются с игр для детей младшего дошкольного возраста, затем среднего, затем старшего дошкольного возраста.

Игры для развития мелкой моторики

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Игры для детей старшего дошкольного возраста

 Литература:

  1. Старжынская, Н.С. Маўленчае і лінгвістычнае развіццё дашкольніка. — Мн., 2007. — С. 51—54.
  2. Ушакова, О.С. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 2003. — С. 170—283.

 Литература дополнительная:

  1. Кислякова, Ю. Н., Развитие речи. Занимательные игры и упражнения/ Ю.Н. Кислякова, М.В. Былино. -  Мн.:  Народная асвета, 2013. - 111 с.
  2. Ярмошук О.С., Поиграйте со мной дома: Консультации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста / О. С. Ярмошук, В. В. Гончарук. — Мозырь: Белый Ветер, 2012. — 72 л. — (Материалы для оформления наглядно-консультационного уголка для родителей в детском саду).
свернуть