Советы дефектолога

Развитие познавательной активности у дошкольников через игровую деятельность в домашних условиях

Развитие работоспособности, активной познавательной деятельности – одна из самых важных задач воспитания ребенка. Активность познавательная – это успех во всех будущих начинаниях, и направлена она на приобретение определенных знаний и сведений об особенностях и объектах реальной жизни. Работоспособность, познавательная активность будут нужны в течение всей жизни, и если в детстве стремление к новым знаниям и умениям не развить, то последствия будут весьма плачевны. Поэтому важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности.

Чтобы ребенок впоследствии стал интеллектуально развитой личностью, следует помнить о таких составляющих как:

самостоятельность малыша или совместная со взрослым деятельность. Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть сторонними наблюдателями.

разговор, ответы на вопросы. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты. В этот период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».

интерес к мнению малыша. Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.

организация совместных опытов и наблюдений. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук – майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Чем старше ребенок, тем более сложные вопросы и задания его интересуют.

Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.

разнообразие досуга. Больше путешествуйте, гуляйте, посещайте различные детские мероприятия! Важно показывать ребенку интересные вещи, рассказывать истории, читать книги. Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними.

эмоциональная поддержка. За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.

Примеры занятий для развития познавательных способностей дошкольников

С 1 года до 3 лет

- кубики,

- пазлы и мозаика,

- игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты),

- ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т.д.).

С 3 до 4 лет

- специальные наборы и математические игры на сравнение форм, размеров, простой счет,

- первые занятия чтением (набор «Веселая азбука»),

- занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы),

- рисование, лепка, создание поделок (игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления),

- конструкторы.

С 4 до 5 лет

- игры на выявление соотношений предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент)

- игры на сравнение форм предметов (например, сравнить куб и мяч, найти сходства и различия),

- игры на сравнение величин и длин предметов,

- игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия),

- игры на пространственное мышление (например, определить, кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева),

- игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта,

- игры на формирование умения согласовывать существительные и прилагательные,

- игры на изучение названий цветов.

С 5 до 7 лет

Кроме того, в этом возрасте очень полезны игры, направленные на поиск нестандартных решений и проявление творческих способностей. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы и мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам.